Чем отличаются муравленные изразцы? | Experttz

Чем отличаются муравленные изразцы?

1

Реставрация изразцов

Изразцы - архитектурные керамические изделия в виде плит или криволинейных деталей, имеющих с обратной стороны коробчатый выступ - румпу, служащую для крепления в кладке стены, печи и др. элементов интерьера и фасада зданий и сооружений.

Лицевая поверхность изразца может быть пористой, неглазурованной (архитектурная терракота), а также покрытой цветными глазурями и эмалями (майолика). Поверхность неглазурованных и майоликовых изразцов выполняется как гладкой, так и с рельефным декором. Глазурованные (майоликовые) изразцы отличаются наибольшим разнообразием. В русском зодчестве встречаются следующие виды архитектурных майоликовых изделий:

• гладкие плитки без румпы с покрытием цветными глазурями и эмалями. В процессе обжига (900-950°С) поверхность плитки поливают расплавленными глазурями и эмалями. Для получения того или иного декоративного эффекта издревле применялись различные технические приемы. Например, в горизонтальном направлении...

0 0
2
МУРАВЛЁНЫЕ ИЗРАЗЦЫ    Глазурованные одноцветные или многоцветные изразцы с прозрачными глазурями, применявшиеся в XYI-м веке в Твери, Дмитрове Пскове и Москве преимущественно на сооружениях исключительного значения и опубликованные и описанные в первом выпуске настоящего издания, в следующем XYII –м столетии получили более широкое развитие и распространение [1].

Прозрачную глазурь называли в XYII – XYIII-м веках муравою, а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении, для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы-муравы. Анализ письменных документов этого времени, в которых часто встречаются обозначения «Муравленые образцы» (или изразцы), «муравленый кирпич», «муравленая черепица», «муравленые печи», «муравленая посуда» [2] – помогает уяснить значение этого термина.

В 1680-м году церковь апостола Филиппа в Московском кремле на патриаршем дворе переустроена в честь двенадцати...

0 0
3
История изразца

Изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества.

Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность.

Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на славянский край. В XIV – нач. XV века русская земля ещё лежала в развалинах: разрушены были храмы, сравнены с землей каменные палаты и стены крепостей, выжжены города и селения. Но даже в самое лихолетье иноземного ига не замирала на Руси художественная жизнь. Она сосредотачивалась в ремесленных слободах северных городов, в монастырях, в вотчинах московских князей.

Строить надо было много, быстро, красиво. Входил в силу кирпич. В ту пору и появились глиняные плиты с теснённым узором, повторявшим орнамент и изображения белокаменной резьбы. Эти плиты ещё не покрывались поливой. Они известны...

0 0
4

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

Источник: Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. М., 1938. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.ibm.bmstu.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

А.В. Филиппов

Древнерусские изразцы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга "Древнерусские изразцы" - вып. II является продолжением исследования профессора А.В. Филиппова - "Древнерусские изразцы" вып. I, результаты которого опубликованы в 1938 г. издательством Академии Архитектуры СССР на русском и французском языках и включает материалы по изучению изразцов последующего периода, их применения в русской архитектуре, технологии изготовления и альбом рисунков изразцов XYII века. Автором впервые выявлены и систематизированы применявшиеся для изразцов орнаментальные мотивы, даны их точные...

0 0
5

Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Изразцовая плитка - самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.

Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. В настоящее время актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.

Изразцы для печи, камина и облицовки стен

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне...

0 0
6

Сложно сказать, когда именно на Руси вошли в обиход изразцы, но большинство специалистов сходятся во мнении, что появление их связано с Византией и христианством. Как известно, первым русским каменным храмом была Десятинная церковь, построенная в 10 веке в Киеве. В 13 веке она была полностью разрушена, однако раскопки, проводимые современными археологами на месте, где стояла церковь, позволили обнаружить не только образцы керамических изделий, напоминающих традиционные изразцы, но и мастерскую, где они изготавливались. Причем уже в этот период велось изготовление не только неглазированной, так называемой терракотовой плитки, но и изделий, покрытых разноцветной эмалью.

Многие русские храмы в домонгольский период украшались цветными изразцами, тематикой которых были в основном растительные орнаменты, а также изображения птиц и животных. В период татаро-монгольского нашествия искусство изготовления изразцов на Руси приходит в упадок, но к 15-му веку вновь возрождается....

0 0
7

Методическое указание по написанию курсовых работ по курсу «История государственных учреждений России» для студентов II курса историко-архивного отделения.

Список использованной литературы

Примечание

Заключение

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИЗРАЗЦОВОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРАХ ТВОРЕНИЯ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ 15-18 ВЕКОВ

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗРАЗЦОВ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗРАЗЦОВОГО ИСКУССТВА

Изразцы (ст.слав. "резать, проводить, делать черту"; отсюда образ, образец, образить — украсить) — керамические облицовочные плитки.

В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название "изразец" (изрезанный).

В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы,...

0 0
8

Страница 4

Сюжеты большинства ранних московских муравлёных изразцов имели много общего с изображениями их красноглиняных предшественников. Изразцы изготовлялись из светлых с сероватым оттенком, по всей вероятности, гжельских глин, имели, как правило, квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. Формовка лицевой пластины и изготовление румпы производилась так же как и у красных изразцов, с помощью гончарного круга.

Первые западные влияния наблюдаются в изразцах Никольской церкви (1665г.) в селе Урюпине под Москвой. Здесь наряду с узкорамочными ранними муравлёнными изразцами ''тарелями'' и ''шарами'' имеются изразцы с квадратной лицевой пластиной, но уже без контурных рамок.

В московских муравлённых изразцах 70-х годов XVII века продолжают преобладать квадратные формы пластин с изображениями стилизованных цветов, разнообразных птиц.

Хорошего качества изразцы вырабатывались в то же время в Александровской...

0 0
9
Русский печной изразец

в

1.Овсяннивок Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. М., 1967. С.

136.

XVIII – XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских

жителей.

Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи

и вкусы народа, было создано в большинстве своём безымянными народными

мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами, выходцами из

ремесленной части населения в небольших гончарных мастерских, разбросанных

по всей территории Русского государства.

Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их

жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий, из смежных отраслей прикладного

искусства: резьбы по белу камню, народных мотивов вышивки, набойки и

кружев.

В развитии русского изразцового искусства не было чёткой

последовательности в изготовлении различных видов изразцов. Например, во

второй...

0 0
10
Архитектурная облицовочная керамика


Архитектурная облицовочная керамика относится к числу древнейших декоративных материалов, но своего наивысшего расцвета она достигла в XVII-XVIII вв. В это время Великий Устюг становится одним из крупнейших в Северном крае центров развития декоративной керамики, которая сочетала высокие художественные качества с блестящей техникой исполнения и приобрела решающее значение в наружном и внутреннем убранстве каменных зданий. Таким образом, керамика составила неотъемлемую часть архитектуры своего времени. Поэтому общий обзор устюжского каменного зодчества не может претендовать на полноту без анализа основных форм и приемов использования этого замечательного декоративного материала.

Фасадная облицовочная керамика была основной формой устюжской декоративной керамики, а начало ее может быть отнесено к середине XVII в., когда освоение нового строительного материала - кирпича вызвало поиски новых архитектурных форм и декоративных приемов...

0 0
11
Николаевская церковь и Степан Полубес.

Вот и пришло время познакомиться со звездой, причем, первой величины - мастером-художником Ивановым Степаном (прозвище Полубес). Степан – выходец из Беларуси, как и Старцевы, является создателем во второй половине 17 века замечательных керамических произведений в Москве и ее окрестностях. Работы Степана Полубеса отличны точными линиями, богатыми красками и живостью образов.

Степан Иванов по прозвищу Полубес является изразцовых дел мастером или, как его еще называют, ценинником. Известным Степан стал благодаря работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, а также Солотчинском монастырях. Место рождения мастера – Мстиславль, сейчас это Беларусь, а раньше было Великое Княжество Литовское. Степан рано остался без родителей. В Россию его привез князь Алексей Никитич Трубецкой, взявший Мстиславль, и решил «одолжить» Степана настоятелю Воскресенского монастыря. Вскоре Полубес стал довольно известным мастером, поступил в...

0 0
12
Изразцы для облицовки печей

(Изготовление изразца)

Многие, почти ушедшие обычаи давних времен сегодня вновь обретают жизнь. Один из них — украшение печей или каминов, керамическими плитками — изразцами. Оформление каминов и печей изразцами — это традиционно русское представление о красоте в интерьере.

В X-XI вв. гончарные мастерские на Руси изготавливали изразцы для облицовки печей, правда, в основном для царских палат и боярских покоев. Сначала были так называемые красные изразцы из обожженной красной глины без поливы. Другое название подобных керамических изделий — терракота, что в переводе с итальянского означает«обожженная земля».

Каждый изразец украшался рельефом, оттиснутым в специальной деревянной форме. Рельефы отличались большим разнообразием изображений: сцены охоты и битв, эпизоды из сказок, басен и былин; фантастические сюжеты, например, с птицей радости Алконост или птицей печали Сирин. Однако такие изразцы были непрактичны из-за пористой...

0 0
13
Ярославские изразцы

В истории архитектурной керамики ярославский изразец занимает видное место. В Ярославле в конце XVII века искусство русского средневекового изразца пережило последний расцвет (и спустя почти триста лет возродилось в работах ярославских реставраторов–керамистов).

«Изразец» («образить», то есть «украсить») – декоративная плитка; на ее архитектурную принадлежность указывает специальный глиняный выступ в виде ящичка с тыльной стороны – румпа – для крепления изразца к кирпичной кладке стены или печи. Изготавливали изразцы из гончарных глин. Различают изразцы терракотовые, так называемые красные; муравленые или глазурованные изразцы; многоцветные рельефные изразцы, называемые ценинными. Гладкие расписные цветными эмалями изразцы использовали только для облицовки печей с XVIII века

Истоки русского изразцового ремесла связаны с древним Киевом X–XI веков, Старой Рязанью и Владимиром XII века, где археологами найдены первые керамические изделия с прозрачной...

0 0
Заказ звонка

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам

Купон на скидку

Распечатайте купон и получите скидку

Вызов менеджера

Бесплатный выезд для консультации и замера дверей